Специальные и
нереализованные проекты
Согласно официальным данным танк "Тигр" выпускались в одной единствснной модификации Ausf. H1, обозначение которой в августе 1943 г. изменили на Ausf. Е. На самом деле он на протяжении своей достаточно короткой боевой и производственной карьеры претерпел массу изменений. Даже части этих изменений вполне хватило бы для присвоения усовершенствованной модели нового индекса.
Танк был запущен в серийное производство в ноябре 1942 г. под обозначением Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 (Sd.Kfz. 181), это обозначение (исключение - уже упомянутая замена буквы в "аусфюринге") так и не менялось до прекращения выпуска "Тигров". Между тем, "Тигры" поздней постройки имели весьма существенные внешние и внутренние отличия от машин раннего выпуска: новые опорные катки, другой двигатель, отсутствие оборудования для
подводного вождения, измененной расположение инструмента на внешней поверхности корпуса, наличие аварийного люка в башне и др. Причем обозначение танка не менялось!
VK4501(H)
Как отмечалось выше прототип VK4501(H) проектировался в двух вариантах - H1 и Н2. На танке VK4501 (Н2) планировалось установить башню с 75-мм пушкой KwK-42 L/70. Был изготовлен лишь деревянный макет башни. Позже прорабатывался вариант НЗ с 88-мм пушкой KwK-43 L/71. Один прототип такой машины изготовили, после чего стало совершенно ясно, что корпус VK3601/4501 полностью исчерпал резервы конструкции. Началось проектирование совершенного нового танка - "Королевского Тигра".
Panzerbefehlswagen Tiger
(Sd.Kfz. 267/268)
В 1942 г. был разработан командирский вариант тяжелого танка "Тигр". 48 линейных танков постройки начало 1943 г. были переоборудованы на заводе фирмы Хеншель в командирские танки Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. Н1 (Sd.Kfz. 267/ 268). Машина Sd.Kfz. 267 предназначалась для использования на уровне штаба полка, она оснащалась радиостанцией FuG-8. Танк Sd.Kfz. 268 предназначался для командира батальона, на нем ставилась радиостанция FuG-7.
Sd.Kfz. 267 Pz.BfWg VI Ausf.E Tiger I
УКВ радиостанция FuG-7 включала 20-ваттный передатчик 20W.S.dl и приемник Ukw.E.dl. Радиостанция работала в диапазоне частот от 42,1 до 47,8 МГц. В телефонном режиме радиостанция обеспечивала связь с наземными постами в радиусе до 10 км, с самолетами - в радиусе до 50 км. При монтаже на танке 4-метровой антенны Stab-Hochantenne 1.40d (StbHAt 1.40d) радиус связи в телефонном режиме с назем
ными абонентами возрастал до 13 км, а в телеграфном режиме - до 16 км. Радиостанции FuG-7 использовались на уровне штабов батальонов.
Sd.Kfz. 267 Pz.BfWg VI Ausf.E Tiger I
Средневолновая радиостанция FuG-8 имела более мощный передатчик 30WS.a (мощность 30 Вт) и приемник MW.E.c. Диапазон работы - от 0,83 до 3,024 МГц. Связь с наземными абонентами в телеграфном режиме рация обеспечивала в радиусе до 80 км. На танке Sd.Kfz. 268 дополнительно монтировалась на крыше башни 1,8-метровая антенна Sternantenne-D (1,8 m StAtD) с "метелкой" на конце. Радиостанции FuG-8 использовались на уровне штабов полков, дивизий и корпусов.
Увеличение потребляемой бортовой радиоаппаратурой командирского танка мощности привело к необходимости установки дополнительно электрогенератора GC-400/12 мощностью 600 Вт. Генератор приводился от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 0,9 л.с. Так как генератор монтировался внутри боевого отделения танка, то пришлось пойти на сокращение боекомплекта к пушке с 92 до 66 снарядов. Установка второй радиостанции на рабочем месте заражающего (он выполнял обязанности второго радиста в экипаже командирского танка) заставила демонтировать из маски спаренный пулемет. Танкистам не по душе пришелся сокращенный боезапас. Во многих частях электрогенераторы снимали, а взамен опять ставили боеукладку. В середине 1944 г. главный инспектор панцерваффе вынужден был издать приказ, строжайше запрещавший снимать с командирских танков электрогенераторы.
Обозначение Sd.Kfz. 167/168 относится к радиообородова-нию, а не к базовой машине. Аналогичные номера Sd.Kfz. имели командирские танки Befеhlspanzer III и Befehlspanzer Panther.
Ladungsliger Tiger
Один танк "Тигр" 1943 г. постройки после тяжелых повреждений, полученных в боях под Анцио в Италии, силами техников из 508-го тяжелого танкового батальона был переоборудован в тяжелую саперную машину. Развернутая на 180 град, башня фиксировалась болтами, орудие демонтировалось. Проем в лобовой части башни был заделан стальным листом, который крепился к башне шестью большими болтами. В центре листа была проделана амбразура для пулемета MG-34. На крыше башни монтировалась лебедка и кран грузоподъемностью 10 т. Машина применялась для проделывания проходов в минных полях. Она получила наименование Ladungsliger Tiger. В конце апреля или в начале мая 1944 г. Ladungsliger Tiger был потерян. Англичане в свое время ошибочно назвали этот уникальный экземпляр "Bergetiger с краном", а затем эта ошибка распространилась по многочисленным изданиям, посвященным танку "Тигр".
Bergepanzer Tiger
Три танка "Тигр" из 509-го тяжелого танкового батальона в полевых условиях переоборудовали в 1944 г. в эвакуационные машины. В ноябре 1944 г. их передали в 501-й танковый батальон.
Эти три танка стали единственными Bergepanzer'aми на шасси "Тигра". В ряде изданий приводится обозначение Sd.Kfz. 185, которое на самом деле никакого отношения к полевой модификации не имеет. Обозначение Sd.Kfz. 185 было присвоено тяжелому истребителю танков Jagdtiger, вооруженному пушкой 88 mm KwK-43 L/71, который никогда не был построен. Разрабатывался также еще один тяжелый истребитель танков на базе "Тигра" - Sd.Kfz. 186. Этот проект также не нашел завершения в виде серийного производства.
Schwerest-Flammpanzer
auf Tiger I (Flammtiger)
В начале 1945 г. прорабатывалось несколько проектов огнеметных танков на шасси "Тигра". Первый проект предусматривал демонтаж башни. На стальном листе, закрывавшим отверстие в корпусе шасси под башню, пред
полагалось разместить дистанционно управляемый тяжелый огнемет.
Если машина вооружена всего одним огнеметом, то зачем ей тяжелое шасси? Такой, вполне разумный, вопрос возникал у многих. Безбашенный танк стал бы выделятся в ряду своих "башенных" собратьев. Необычные цели всегда привлекают внимание наводчиков артиллерийских орудий в первую очередь. Скорее всего, такой танк стал бы притягивать снаряды словно магнитом. Здравый смысл восторжествовал и проект "похоронили".
Вторая идея, более традиционная, заключалась в установке огнемета вместо спаренного с пушкой пулемета. 300-литровую емкость с горючим составом (боекомплект огнемета) намечали разместить между отделением управления и болевым отделением за счет сокращения боекомплекта к пушке. Об этом прототипе огнеметного "Тигра" мало что известно, один прототип, вероятно, все-таки был построен, но - не более того.
Sturmpanzer Bar
В мае 1942 г. рассматривалась концепция нового штурмового орудия -пушка 305 мм L/16 на шасси VK4501 (Н). Годом позже фирма Крупп представила проект, который воплотил в себе черты танков "Тигр" и "Пантера", фактически шасси было разработано заново. Штурмовое орудие назвали Ваг - медведь. Расчетная масса его составляла как минимум 120 т. Толщина лобовой брони (130 мм) и длина машины (8,2 м) поражали воображение. 305-мм гаубица L/16 монтировалась в корме корпуса, моторное отделение занимало среднюю часть. Диапазон углов возвышения гаубицы - от 0 до 70 град. Орудие стреляло 305-мм снарядами на дальность 10500 м. Снаряд выбрасывал пороховой заряд массой 50 кг. Огромные размеры снарядов и зарядов сократили возимый боекомплект до десяти выстрелов.
"Медведь" никогда не был построен.
Geschutzwagen VI
В 1942 г. появилась целая серия концептуальных проектов "штурмового танка", вооруженного различными артиллерийскими системами. Все проекты именовались Geschutzwagen VI:
- Gеschutzwagen VI Grille 17, вооруженный 170-мм орудием. Деревянный макет был изготовлен фирмой Круп и осенью 1943 г., но прототип уже предполагалось строить на шасси танка "Королевский Тигр".
- Geschutzwagen VI, вооруженный тяжелой мортирой 210 mm Model 18/43 L/31.
- Geschutzwagen VI с тяжелой 305-мм мортирой фирмы Шкода.
У всех проектов была одинаковая судьба - их так и не воплотили в металл.
24cm Kanoncntrager Tiger I
Установка 24cm Kanonеntrager Tiger I давала ответ на вопрос: "как обеспечить транспортировку тяжелой железнодорожной 240-мм пушки по пересеченной местности?" Такой вопрос возник в 1942 г. Штатно орудие перевозилось на двух железнодорожных транспортерах, точнее - между двух железнодорожных транспортеров, опираясь на них оконечностями лафета. Железнодорожные транспортеры предложили заменить лишенными башен танками "Тигр" - вот и решение проблемы. Огневая позиция для орудия представляла собой заранее сделанную бетонную площадку. По достижении огневой позиции танкам следовало сманеврировать так, чтобы пушка оказалась точно на площадке. После чего гусеничные шасси-транспортеры маскировались, а их экипажи ожидали команду на смену огневой позиции орудия. Однако, такие пушки наибольшую ценность имеют в ходе наступления, когда необходимо крушить укрепления врага, а не в обороне, когда всегда существует вероятность прорыва противника к неуклюжей пушке-гиганту. Идея 24cm Kanonentrager Tiger I подошла к своему воплощению в металл, когда вермахт больше заботили дела обороны, а не наступления. Концепция попала в разряд интереснейших, но прочно забытых оригинальных, а иногда и курьезных идей.
|