VK3601(H)
Очередной прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK3601(H), на фирме его предпочитали именовать Pz.Kpfw. VI Ausf. В. При разработке VK3601(H) конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний прототипа VK3001(H), посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VК3001(H).
Ряд узлов и агрегатов перекочевало на новое изделие по необходимости, с целью снижения его стоимости и сокращения времени проектирования. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть - был увеличен диаметр опрных катков. Корпус практически полностью помещался между опорными катками, над ходовой частью оставались только крылья с ящиками для хранения инструмента и контейнеры с вентиляторами системы охлаждения двигателя.
Расчетную массу танка пришлось увеличить в связи с установкой новой
башни, вооруженной более мощной, чем на VK3001(H) пушкой. Рассматривалось три варианта артиллерийского вооружения: 75-мм противотанковая пушка Gerat 0725 L/55 с коническим стволом (патент Герлиха); танковая версия знаменитой 88-мм пушки с длиной ствола 56 калибров; 105-мм гаубица с длиной ствола 28 калибров. Бронирование бортов корпуса - 60 мм, лобовой части - 100 мм, бронирование бортов
башни - 60 мм, лобовой части - 80 мм. Предпочтение отдали пушке с коническим стволом, что предопределило выбор диаметра погона башни - 1650 мм. Это решение не в лучшую сторону отразилось на судьбе машины. Работы по пушке Герлаха пришлось прекратить по причине хронической нехватки в Рейхе вольфрама - орудие стреляло снарядами с вольфрамовыми сердечниками, без них же терялись все преимущества пушки.
Прототип VK3601 (Н), проверки на проходимость по размокнувшему грунту и пересеченной местности. Военный в фуражке - министр вооружений Альберт Шпеер.
Проемы в лобовом бронелисте корпуса закрыты плексигласом , один - под люк механика-водителя, второй - под шаровую установку курсового пулемета
Все построенные фирмой Хеншель шасси проходили испытания без башен - Крупп как всегда работал в своем стиле.
Заказ на постройку прототипа VK3601(H) и шести предсерийных машин был выдан 26 мая 1941 г. Поскольку 600-сильный двигатель Майбах IIL-210 еще не был готов, на машины пришлось ставить моторы Майбах HL-174 мощностью 450 л.с. Согласно принятой 30 мая 1941 г. Panzerprogramm-41 в 1941
г. планировалось изготовить 116 танков VK3601(H). в 1942 г. - 172. Первые два прототипа изготовили только к марту 1942 г., еще четыре шасси - к сентябрю. - вот и вся реализация панцерпрограммы в отношении танка VK3601(H).
Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах вермахта. Четыре шасси впоследствии оснастили лебедками, эти машины использолвались в качестве бронированных эвакуационных машин для танков «Тигр».
Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то
теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине - она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка «восемь-восемь», KwK-36.
Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудия должен был быть не 1650 мм, а 1850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой KvvK-42 с длиной ствола 7 калибров; орудие KwK-42 установили на танк "Пантера", который в вермахте считался средним. WaPruf-6 разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня, как и ее предшественница, так никогда и не была построена. Прежде чем фирма Рейнметалл успела приступить к проектированию очередной башни, Heereswaffenamt аннулировало всю программу VK3601(H), выдав фирмам Хен-шель и Нибелунгенверке задание на проектирование нового танка VK4501 под 88-мм орудие.
|