VK4501(P)
Несмотря на продолжавшиеся испытания прототипа VK3001(P), стало очевидно, что "Леопард" никогда не пойдет в массовое производство. В июле 1941 г. на очередном совещании в Бергхофе представители Heereswaffenamt приняли решение поручить Хеншелю и Порше разработать новый тяжелый танк VK4501, вооруженный 88-мм пушкой. Фирме Нибелунгенверке в отсутствие необходимого опыта и в свете не очень удачных результатов испытаний VK3001 (Р) не оставалось ничего другого, как использовать в качестве базы для нового танка конструкцию "Леопарда".
Прототип VK4501 конструкции Порше получил заводское обозначение "тип 101" и собственное имя Sonderfahrzeug II. Название Sonderfahrzeug II продержалось недолго. После "Леонарда" логично было появиться "Тигру": Sonderfahrzeug II стал называться Tiger.
Впервые в истории германского танкостроения проектирование танка началось с башни. Проект фирмы Крупп базировался на проектах так и не изготовленных башен для танков VK3601(H) и VK3601(P). Размеры башни были увеличены, диаметр погона составил 1850
мм. Порше заказал фирме Крупп одну башню в начале июля 1941 г., затем - еще 90, причем заказ на 90 башен был сделан раньше подписания контракта на изготовление первых 90 танков.
В целом танк "Тигр" Порше перенял очень многое от "Леопарда", но диаметр опорных катков был увеличен, в состав ходовой части ввели поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы ролики. С целью компенсации возросшей массы сдвинутой вперед башни, ведущие колеса с электромоторами перенесли назад.
Ходовая часть, предложенная Порше, во-первых была очень сложной, а во-вторых просто не подходила для тяжелого танка. Шесть опорных катков на борт, сгруппированные в три разнесенных тележки, давали высокое удельное давление на грунт, много большее, чем у подвески, разработанной на фирме Хеншель. Кроме того, оказалась более длинной (и, как следствие, более тяжелой) гусеница. В результате танк Порше с трудом передвигался по мягким грунтам. Торсионы опорных катков
очень часто лопались, не выдерживая массы "Тигра", а их ремонт оказался чрезвычайно муторной работой по причине все той же неслабой массы.
Прототип "Тигра" Порше - VK4501(P) в конфигурации для ходовых испытаний.
На корпус машины установлен бетонный весовой имитатор башни.
Имитатор имеет форму цилиндра, диаметр которого совпадает с расчетным диаметром башни.
Хотя электромоторы и ведущие колеса перенесли назад, впереди оставили колеса с зубчатыми венцами. Считалось, что таким образом удастся избежать непроизвольного сброса гусениц в ходе движения танка. Учитывая длину гусениц, вероятность сброса гусениц оставалась очень высокой. Как выяснилось на испытаниях, резиновые бандажи опорных катков очень быстро истирались о металл направляющих зубцов траков, поэтому конструкцию опорных катков пришлось изменить.
Прототип "Тигра" Порше - VК4501(Р) - изображен в своей окончательной конфигурации с установленной реальной башней. На задней стенке башни закреплен контейнер Rommelkiste от танка Pz.Kpfw. III. Некоторой доработке подвергся корпус прототипа - на
нем появились крепления для инструмента и буксирных тросов.
Резиновые бандажи заключались между сплошными стальными дисками катков. Таким способом конструкторы убили двух зайцев: увеличили ресурс опорных катков и снизили расход дефицитной резины. Конструктивное решение опорных катков - единственная новинка Порше, внедренная в германской
бронетехнике периода второй мировой войны. Подобные опорные катки широко использовались на поздних моделях германских танков. Максимальную ширину танка конструкторы выбирали, исходя из железнодорожного габарита. В результате получился длинный и узкий танк, при одном взгляде на который не оставалось сомнений в его неудовлетворительных маневренных качествах, хотя в теории электротрансмиссия обеспечивала превосходство именно в отношении маневренности.
|