танк тигр Танки Тигр Танки второй мировой
 

Немецкий тяжелый танк "Тигр"

Всем, кого интересуют танки и бронетехника, танки Второй мировой войны
Танк "Тигр". Главное меню
Главная
Обратная связь
Обмен ссылками
Используемая литература
Гостевая книга
новости Новости бронетехники

Танк "Тигр". История создания
Предистория
Durchbruchwagen DW I
Durchbruchwagen DW II
VK6501(H)
VK3001(H)
VK3001(P)
VK3601(H)
VK4501(H)
VK4501(P)
VK4501.(H) против (P)

Серийный танк "Тигр"
Производство
Техническое описание
Корпус танка "Тигр"
Ходовая часть
Двигатель
Башня
Вооружение
Оборудование
Специальные проекты
ТТХ

Танк "Тигр" в бою
Организация

История подразделений вермахта:
..Ausbildung-Abteilung 500
...Abteilung 501 (424)

Тактика
Дебют на фронте

 

Танк Тигр

Башня танка "Тигр"

Башня расположена примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту.
Крыша башни состоит из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 град, к горизонту. Крыша башни соединяется с бортами сваркой. В крыше имеется три отверстия, два - под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен танков "Тигр" поздних выпусков имели по пять отверстий.

На многих снимках видны импровизированные запорные устройства на люках, назначение этих устройств одно - защита от непрошеных гостей.
На башне № 184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающею, перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни № 324) устраивалось отверстие под Nahvertteidigungwaffe. (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности). Чтобы освободить место под мортирку вентилятор пришлось сместить к продольной оси башни. Вентилятор закрывался
бронеколпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха.

Башня танка "Тигр"

Башня танка «Тигр».
Существует небольшая ассиметрия формы башни в плане.
1) спаренный пулемет 2) маска 3) смотровая щель заряжающего 4) сиденье заряжающего 5) аварийный люк 6) балансир орудия 7) сиденье командира танка
8) амбразура для стрельбы из пистолета-пулемета 9) механизм аварийного ручного разворота башни 10) сиденье наводчика 11) смотровая щель наводчика
12) индикатор а зимутального положения башни

Командирские башенки ранних «Тигров» имели форму барабана с пятью смотровыми щелями по периметру. Длина щели 185 мм, ширина 10 мм. С внутренней стороны башенки в щели вставлялись блоки ламинированного бронестекла. По центру передней смотровой щели наваривалась прицельная метка. С внутренней стороны башенки, ниже щелей, имелся указатель азимута.
Круглый верхний люк командира танка имел толщину 15 мм и диаметр 465 мм. Люк откидывался вверх вправо, в открытом положении он удерживался пружинным механизмом опирался на уголковый стальной упор, приваренный к крыше башни. С внутренней стороны крышки люка кренилось три замка, которые закрывались в индивидуальном порядке, четвертый замок открывался и закрывался только извне.

Командирская башенка ранненго типа

Командирская башенка раннего типа с самого начала подвергалась критике. Фиксация открытого люка почти в вертикальном положении затрудняла маскировку танка, так как увеличивалась его общая высота. Открытая крышка люка повышала вероятность рикошета пуль внутрь командирской башенки или
внутрь открытого люка заряжающего. Начиная с башни № 392, на "Тигры" стали ставить новые литые командирские башенки, конструктивно близкие командирским башенкам танков "Пантера" и "Королевский Тигр". Эти башенки имели более толстую броню (до 100 мм), меньшую высоту и улучшенную с точки зрения баллистической стойкости форму. Люк приподнимался и сдвигался влево. Дополнительно на башенке монтировалась пулеметная турель Fliegerbeschussgerat-34 (зенитная пулеметная турель). Часто старые командирские башенки заменяли новыми при ремонте поврежденных танков. Нередко на снимках можно увидеть "Тигры" с башенками ранних выпусков (без перископа заряжающего), но с новыми командирскими башенками.

Командирская башенка. Вид изнутри

Цапфы навески орудия расположены по бортам в передней части башни. Маска пушки закрывает почти всю лобовую часть башни. Толщина маски варьируется от 100 мм на краях до 90 мм, затем возрастая до 200 мм в районе ствола орудия. Маска ассиммитрична как с точки зрения толщины, так и формы.
Когда англичане изучали первый трофейный "Тигр" (шасси № 250122, тактический номер "131" красного цвета, машина из 3-го взвода 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона, в настоящее время находится в музее в Бовингтоне), их поразило смещение пушки относительно продольной оси башни на 100 мм вправо. С тех пор утверждение о смещении пушки вправо получило широчайшее распространение и 50 лет не подвергалось сомнению. Чертежи, модели, технические описания - везде указывалось, что пушка "Тигра" смещена вправо.

Лишь в 1993 г. британский инженер и любитель бронетехники Дэвид Бирлин развеял заблуждение. Мистер Бирден не стал анализировать чертежи и фотографии, а с рулеткой в руке изучил музейный "Тигр". Выяснилось, что пушка установлена точно по продольной оси, а вот передняя часть башни имеет несимметричную в плане форму. Левая часть почти на 110 мм шире правой, поэтому кажется, что пушка установлена со смещением.
Толщина вогнутой части маски неодинакова. Левую часть маски, в которой сделаны отверстия под прицел, пришлось усилить Т-образными ребрами жесткости толщиной 12 мм, которые наваривались на маску. В процессе производства форму маски совершенствовали, а конструкцию усиливали. Даже после замены в апреле 1944 г. бинокулярного прицела TZF-9b на монокулярный TZF-9c конструкция маски нуждалась в усилении. Изначально маску сделали недостаточно прочной. При установке монокулярного прицела в старую маску левое отверстие заделывалось, в новых масках имелось только одно отверстие под прицел TZF-9c. На масках раннего выпуска над отверстиями под прицел наваривался небольшой козырек, предотвращающий заливание отверстий водой во время дождя. Подобные козырьки наваривались на масках позднего выпуска исключительно в полевых условиях, с завода выходили танки с "лысыми" масками.

Крупный план левой передней части танка "Тигра" раннего выпуска, доработанного в полевых условиях. Хорошо виден кронштейн крепления дымовых гранатометов на башне, сами гранатометы сняты. Маска пушки - раннего образца, без усиления. Над отверстием под оптический прицел пушки наварен водозащитный козырек. На лобовом бронелисте надстройки корпуса как средство дополнительной защиты закреплены гусеничные траки. Отверстий под перископ KKF-2 механика-водителя нет, что странно - корпус явно раннего выпуска, периода, когда перископы KKF-2 устанавливались в обязательном порядке. Хорошо видно пусковое устройство для S-мины на крыше корпуса в углу. Подкрылок утерян.

Блоки цапф выступали снаружи бортов башни. К торцам цапф приваривались специальные выступы для демонтажа башни. Третий выступ имелся в корме башни, обычно его не видно, так он закрыт контейнером Rommelkiste. Выступы позволяли хорошо балансировать башню при выполнении монтажных работ. Снималась и устанавливалась башня П-образным краном Friese грузоподъемностью 15 т. Для демонтажа трансмиссии и тормозных устройств требовалось сначала снять башню.
На башнях ранней постройки но бортам монтировались гранатометы Nebelkerzenwerfer-39 (NbKWrf-39). Гранатомет представлял собой короткую трубу диаметром 90 мм. В каждую трубу укладывалась одна дымовая граната, гранатомет оснащен электроспуском. По бортам башни монтировалось по одному блоку из трех гранатометов каждый. Гранатометы позволяли поставить локальную дымовую завесу в случае необходимости. Под прикрытием дыма
танк мог покинуть опасное место. Гранатометы имели два существенных недостатка - одноразовость применения (перезарядка изнутри танка невозможна) и уязвимость от огня стрелкового оружия. При попадании в снаряженный гранатомет пули дымовая граната начинала пускать дым, часто в самое неподходящее время. На фронте гранатометы часто демонтировали, начиная с башни № 286 их перестали устанавливать на заводе.

Один танк "Тигр" застрял, второй готовят к буксировке застрявшей машины.
Оба танка - поздней постройки: командирские башенки со сдвижными люками, наличие эпископа заряжающего
.

В бортах башни имелись смотровые отверстия заряжающего и наводчика, закрываемые бронеколкпаками. В отверстия вставлялись блоки из ламинированною бронестекла, изолированные от стальной брони резиновыми прокладками. На большинстве чертежей ошибочно показывают симметричное положение смотровых отверстий, на самом деле смотровое отверстие наводчика находилось ближе к лобовой части башни, чем отверстие заряжающего.
Дополнительную защиту бортам башни давали навешенные снаружи гусеничные траки. В заводских условиях крепления для траков начали устанавливать с 30-й серийной башни. Первоначально с каждого борта навешивалось по пять траков, но на 46-й и всех последующих башнях в правой части появился аварийный люк большого диаметра вместо имевшегося ранее небольшого люка для погрузки боеприпасов.

В результате на правом борту башни стало помещаться только три трака. Предполагалось, что траки будут подвешиваться индивидуально, однако на фронте экипажи чаще соединяли траки в отрезок гусеницы и в таком виде крепили его на борт башни. На левом борту вместо пяти отдельных траков можно было повесить секцию из шести или семи траков, правда в этом случае наводчик лишался обзора вбок -траки закрывали смотровое отверстие в борту башни.
Первые восемь прототипов танка "Тигр" Порше оснащались несколько иными башнями, разработанными на основе башни для прототипа VK3001(P) с увеличенным до 1850 мм диаметром погона. Отличительная особенность этих башен - возможность более низкого склонения орудия.

Танк "Тигр I" "среднего" выпуска ранней серии. Командирская башенка нового типа с семью эпископами и сдвижным влево назад люком. На командирской башенке установлена кольцевая турель с зенитным пулеметом. Бронеколпак вентилятора перенесен в центр крыши башни. Маска пушки усилена за счет мощного прилива, в котором сделаны отверстия под оптический прицел орудия. Правая фара отсутствует. На кормовой стенке корпуса смонтированы фильтры Feifel. В заводских условиях на этот танк циммеритное покрытие не наносилось.

Башни серийных танков комплектовались двухсекционными контейнерами Rommelkiste. На башнях первых принявших участие в боевых действиях "Тиграх" (машины 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона)крепились контейнеры меньшего размера - явная полевая импровизация.
Известно множество вариантов полевых импровизаций на тему
Rommеlkistе, включая установку на башни "Тигров" стандартных контейнеров от танков Pz.Kpfw. IV. В конечном итоге контейнеры удалось стандартизировать. Первыми стандартные Rommelkiste получили "африканские" танки "Тигр" 501-го тяжелого танкового батальона.

Внутри башни находятся места трех членов экипажа. В левой передней части башни расположено место наводчика. За ним, с небольшим превышением, место командира танка. Справа от орудия размешается заряжающий. В "рабочем" положении заряжающий стоит лицом к корме. На командирских танках на заряжающего возлагаются обязанности второго радиста.
Перед рабочим местом наводчика находится окуляр прицела с резиновым налобником. Ниже прицела - штурвальчик ручного разворота башни. Слева от прицела установлен клинометр, указывающий угол возвышения ствола орудия, и индикатор азимутального положения башни. Разворот башни осуществляется нажатием педали (под левую ногу наводчика). Стрельба из спаренного пулемета ведется нажатием правой педали. На штурвальчик с вертикального наведения орудия расположен электроспуск пушки.

Разворот башни осуществляется с помощью гидропривода, отбор мощности для которого производи тся от основного вала двигателя. Скорость разворота башни зависит от частоты вращения вала основного двигателя. Штурвальчики аварийного ручного вращения башни установлены у всех трех "башнеров" - наводчика, командира, заряжающего. Для разворота башни на 360 град, наводчику требуется сделать 720 оборотов штурвальчика. Обычно штурвальчиками пользовались для точного наведения орудия на цели; грубая наводка производилась разворотом башни от гидропривода. Штурвальчики снабжены скобами, фиксирующими башню в определенном положении на маршах. Такой способ не обеспечивал надежной фиксации, поэтому в 1944 г. ввели более надежный внешний фиксатор, по типу применявшегося на британских и американских танках. Откидной фиксатор крепился на крыше моторного отделения.

Штурвальчики ручного разворота башни, установленные у командира и заряжающего были более "гуманными": для полного разворота башни требовалось совершить "всего" 595 полных оборота штурвальчика. Подвижность башни обеспечивали шаровые подшипники. Башня могла сниматься только при установке в одну из трех позиций: ствол на 6 часов, на 12 и на 11,30.
На первых 495 танках "Тигр" место стыка башни и корпуса герметизировалось специальной водонепроницаемой прокладкой, уложенной вокруг кольца башни. Прокладка представляла собой полый рукав, в который при необходимости форсирования глубокой водной преграды от ножного насоса закачивался воздух. Насос хранился в боевом отделении, воздух в камеру прокладки подавался по рукавам, подсоединенным к трем отверстиям, которые также находились внутри башни.

На стенках башни размещалось имущество танкистов, противогазы, запасные смотровые блоки для наблюдательных приборов, фляжки с водой, сигнальный пистолет с ракетами и пистолет-пулемет с 32 запасными магазинами. На задней стенке внутри башни крепилась канистра с питьевой водой, на танках поздних выпусков эту канистру перенесли в боевое отделение на противопожарную стенку.
Первоначально в задней стенке башни имелось два люка для погрузки боекомплекта. Эти люки можно было использовать исключительно для погрузки снарядов и выброса стреляных гильз. В крышках люков были сделаны амб-
разуры для стрельбы из пистолетов или пистолетов-пулеметов. Размеры овальной амбразуры позволяли просовывать в нее ствол пистолета-пулемета МП-38/40. Позже появились штурмовые винтовки, специально разработанные для танкистов. Танкисты опасались вести огонь из автоматического оружия, так существовала вероятность того, что при стрельбе ствол пистолета-пулемета выскочит из амбразуры внутрь башни. В этом случае сложно было бы избежать жертв среди экипажа - пока стрелок опомнится и отпустит спусковой крючок, N-oe количество пуль успеет покинуть ствол и начнет рикошетировать от внутренних стенок башни. Резкое дерганье ствола при стрельбе - характерная особенность пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40.

На башне № 46 и последующих правый люк для погрузки боекомплекта заменили аварийным люком довольно большого диаметра (395 мм). Толщина люка - 82 мм. На внутренней поверхности люка находилась вертикальная задвижка. Люк открывался очень просто, действительно аварийно: была предусмотрена возможность освобождения
задвижки, которая под собственным весом падала на пол боевого отделения танка, крышка откидывалась наружу также под действием собственною веса. Правда закрыть люк изнутри танка было довольно тяжело. Даже снаружи требовались усилия двух человек, чтобы закрыть люк.

В конце 1943 г. отказались от левого лючка для погрузки боеприпасов. Погрузка боекомплекта и удаление стреляных гильз теперь производилось через верхний люк заражающего.
Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1200 мм, масса - 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы Вегман в Касселе.

Армейские праздники

Танки. Виртуальная энциклопедия бронетехники


Актуальная информация

 
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Военно-исторические ресурсыРейтинг Военных Ресурсов
Military History
"РОМБ" - Русские бронетанковые ресурсы
Предыдущий сайт Случайный сайт Все сайты Следующий сайт