танк тигр Танки Тигр Танки второй мировой
 

Немецкий тяжелый танк "Тигр"

Всем, кого интересуют танки и бронетехника, танки Второй мировой войны
Танк "Тигр". Главное меню
Главная
Обратная связь
Обмен ссылками
Используемая литература
Гостевая книга
новости Новости бронетехники

Танк "Тигр". История создания
Предистория
Durchbruchwagen DW I
Durchbruchwagen DW II
VK6501(H)
VK3001(H)
VK3001(P)
VK3601(H)
VK4501(H)
VK4501(P)
VK4501.(H) против (P)

Серийный танк "Тигр"
Производство
Техническое описание
Корпус танка "Тигр"
Ходовая часть
Двигатель
Башня
Вооружение
Оборудование
Специальные проекты
ТТХ

Танк "Тигр" в бою
Организация

История подразделений вермахта:
..Ausbildung-Abteilung 500
...Abteilung 501 (424)

Тактика
Дебют на фронте

Танк Тигр

VK6501(H)

Durchbruchwagen еще находился на стадии предварительной разработки, когда 19 января 1939 г. WaPruf 6 заказало фирме Хеншель прототип еще одного тяжелого танка. Машина получила у военных обозначение VK6501(H), заводское наименование было иным -Sturmwagen или Schwerewagen (SW).

Этот проект представлял собой революцию в танкостроении. Все приходилось делать заново хотя бы из-за невиданной массы машины - 65 т, расчетная масса нашла отражение в военном обозначении VK650I(H). Даже но меркам сегодняшнего дня 65 т представляется более чем серьезной величиной.
Такую массу определяли требования в отношении бронезащиты: 80-100 мм. Общая компоновка была сходной с компоновкой танка Pz.Kpfw. IV, вооружение также аналогично «четверке»: 75-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра в башне кругового вращения. Еще один пулемет монтировался в небольшой башенке, установленной на корпусе перед и ниже основной башни.

VK6501(H)

Изначально рассматривалось три схемы артиллерийского вооружения основной башни VK6501(H): короткоствольная 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра (как на Pz.Kpfw. IV), 75-мм пушка фирмы Крупп с длиной ствола 40 калибров (находилась в разработке) и 105-мм гаубица с длиной ствола 20 калибров. Апробированный на «четверке» вариант вооружения был выбран с целью снижения стоимости и упрощения проектирования нового танка. На прототип VK6501(H) решили просто установить башню or танка Pz.Kpfw. IV. Это во многом опрометчиво принятое решение едва не сорвало всю программу. Возникал вопрос: «Почему массивный танк, которые для перевозки по железной дороге требуется разбирать на три части, имеет такое же вооружение как танк в три раза более легкий и в пять раз более простой конструктивно, к тому же не требующей разборки перед транспортировкой?» Неизвестно, что отвечали на этот «детский» вопрос инженеры фирмы Хеншель.

В качестве двигателя был выбран мотор Майбах HL-224 мощностью 600 л.с., с этим двигателем танк мог развить максимальную скорость 25-26 км/ч. Ходовая часть была спроектирована заново: но десять опорных катков с независимой торсионной подвеской, диски катков частично перекрывали друг друга. Шахматное расположение опорных катков позволило равномерно распределить огромную массу на экстремально широкие гусениц (ширина трака 800 мм). К сожалению, конструкторы, блестяще решившие сугубо техническую проблему, не подумали о том, как шахматная подвеска будет эксплуатироваться в условиях распутицы и бездорожья. В дальнейшем все танки фирмы Хеншель получали именно шахматную подвеску опорных катков. Непонятно, почему по мере накопления мирной некогда фирмой опыта в создании танков, освоении передовых методов металлообработки, создании совершенных трансмиссий для тяжелых танков, конструкторы упорно цеплялись за это не самое удачное решение.

Подготовка к серийному выпуску такого монстра - масса 65 т, длина 7 м, высота 2,9 м, ширина 3,2 м - представляла собой сложнейшую организационно-техническую задачу. Чего стоит одна транспортировка массивных узлов и агрегатов, не говоря уже о сборке. Транспортировка вообще являлась головной болью - ничего подобного, тем более массово, по железным дорогам еще не перевозили. Кроме того, следовало предусмотреть возможность перевозки тяжелых танков на большие расстояния автотранспортом. На стадии проектирования предусматривалось возможность членения танка на три составляющих: отделение управления с трансмиссией и оконечными приводными устройствами, боевое отделение вместе с башней и моторное отделение. Для разборки и сборки ганка VK6501(H) разрабатывались специальные вспомогательные машины. На грузовике Faun L900D/567 монтировался 20-тонный кран Demag LK-5S. Для разборки танка в полевых условиях требовалось два таких автокрана. Самое удивительное, что не взирая на массу и необходимость разборки/сборки танка, представители WaPruf 6 требовали от
машины способности преодолевать глубокие броды (странно, что не требовали обеспечения плавучести). То есть каждый раз при сборке надо было обеспечивать герметичность корпуса.

Для перевозки танка автотранспортом пришлось создавать специальный транспортер, этим занималась фирма Karl Kassbohrer из Ульма. Транспортер мог перевозить груз массой до 60 т. Танк VK6501(H) в серию не пошел, зато транспортер очень пригодился для перевозки "Тигров".
1 сентября 1939 г. фирма Хеншель получила заказ на изготовление прототипа и машин предсерийной партии, в вермахте они получили обозначение Pz.Kpfw. VII. Сборка осуществлялась в Касселе, но бронированные детали и башни поставлял Крупп. К апрелю 1940 г. собрали деревянный макет прототипа. К этому времени изменилась башня - решено было ставить вариант башни «четверки» с усиленным бронированием. то есть - башню от DW I. Фирма Крупп получила указание развернуть серийное производство таких башен, а фирма Хеншель - приступить к построй ке шасси из конструкционной стали средней прочности. В октябре 1940 г. стали очевидными пробуксовки в программе - Крупп, перегруженный заказами, не мог обеспечить изготовление башен. В середине 1941 г. прототип подготовили к испытаниям. Но - без башни. Впрочем к этому времени стала очевидной необходимость переделки существующего проекта башни в свете боевою опыта.

Военные вообще пришли к выводу, что концепция танка VK6501(H) не вписывается в этот самый опыт. Испытания шасси проводились в Зеннелагере, результаты подтвердили правильность выбранных технических решений с точки зрения формального удовлетворения требованиям заказчика, однако конструкция в целом оказалась совершенно не пригодной к реальным условиям эксплуатации. В конце 1941 г. программу VK6501(H) реанимировали (очевидно в свете близкого и не очень приятного знакомства с танками KB). Окончательно проект прикрыли на следующий год, отказавшись от VK6501(H) в пользу VK4501(H).

 

Армейские праздники