танк тигр Танки Тигр Танки второй мировой
 

Немецкий тяжелый танк "Тигр"

Всем, кого интересуют танки и бронетехника, танки Второй мировой войны
Танк "Тигр". Главное меню
Главная
Обратная связь
Обмен ссылками
Используемая литература
Гостевая книга
новости Новости бронетехники

Танк "Тигр". История создания
Предистория
Durchbruchwagen DW I
Durchbruchwagen DW II
VK6501(H)
VK3001(H)
VK3001(P)
VK3601(H)
VK4501(H)
VK4501(P)
VK4501.(H) против (P)

Серийный танк "Тигр"
Производство
Техническое описание
Корпус танка "Тигр"
Ходовая часть
Двигатель
Башня
Вооружение
Оборудование
Специальные проекты
ТТХ

Танк "Тигр" в бою
Организация

История подразделений вермахта:
..Ausbildung-Abteilung 500
...Abteilung 501 (424)

Тактика
Дебют на фронте

Танк Тигр

Специальные и
нереализованные проекты

Согласно официальным данным танк "Тигр" выпускались в одной единствснной модификации Ausf. H1, обозначение которой в августе 1943 г. изменили на Ausf. Е. На самом деле он на протяжении своей достаточно короткой боевой и производственной карьеры претерпел массу изменений. Даже части этих изменений вполне хватило бы для присвоения усовершенствованной модели нового индекса.
Танк был запущен в серийное производство в ноябре 1942 г. под обозначением Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 (Sd.Kfz. 181), это обозначение (исключение - уже упомянутая замена буквы в "аусфюринге") так и не менялось до прекращения выпуска "Тигров". Между тем, "Тигры" поздней постройки имели весьма существенные внешние и внутренние отличия от машин раннего выпуска: новые опорные катки, другой двигатель, отсутствие оборудования для подводного вождения, измененной расположение инструмента на внешней поверхности корпуса, наличие аварийного люка в башне и др. Причем обозначение танка не менялось!

Прототип танка Тигр

VK4501(H)

Как отмечалось выше прототип VK4501(H) проектировался в двух вариантах - H1 и Н2. На танке VK4501 (Н2) планировалось установить башню с 75-мм пушкой KwK-42 L/70. Был изготовлен лишь деревянный макет башни. Позже прорабатывался вариант НЗ с 88-мм пушкой KwK-43 L/71. Один прототип такой машины изготовили, после чего стало совершенно ясно, что корпус VK3601/4501 полностью исчерпал резервы конструкции. Началось проектирование совершенного нового танка - "Королевского Тигра".

Panzerbefehlswagen Tiger
(Sd.Kfz. 267/268)

В 1942 г. был разработан командирский вариант тяжелого танка "Тигр". 48 линейных танков постройки начало 1943 г. были переоборудованы на заводе фирмы Хеншель в командирские танки Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. Н1 (Sd.Kfz. 267/ 268). Машина Sd.Kfz. 267 предназначалась для использования на уровне штаба полка, она оснащалась радиостанцией FuG-8. Танк Sd.Kfz. 268 предназначался для командира батальона, на нем ставилась радиостанция FuG-7.

Танк Тигр

Sd.Kfz. 267 Pz.BfWg VI Ausf.E Tiger I

УКВ радиостанция FuG-7 включала 20-ваттный передатчик 20W.S.dl и приемник Ukw.E.dl. Радиостанция работала в диапазоне частот от 42,1 до 47,8 МГц. В телефонном режиме радиостанция обеспечивала связь с наземными постами в радиусе до 10 км, с самолетами - в радиусе до 50 км. При монтаже на танке 4-метровой антенны Stab-Hochantenne 1.40d (StbHAt 1.40d) радиус связи в телефонном режиме с назем ными абонентами возрастал до 13 км, а в телеграфном режиме - до 16 км. Радиостанции FuG-7 использовались на уровне штабов батальонов.

Тигр

Sd.Kfz. 267 Pz.BfWg VI Ausf.E Tiger I

Средневолновая радиостанция FuG-8 имела более мощный передатчик 30WS.a (мощность 30 Вт) и приемник MW.E.c. Диапазон работы - от 0,83 до 3,024 МГц. Связь с наземными абонентами в телеграфном режиме рация обеспечивала в радиусе до 80 км. На танке Sd.Kfz. 268 дополнительно монтировалась на крыше башни 1,8-метровая антенна Sternantenne-D (1,8 m StAtD) с "метелкой" на конце. Радиостанции FuG-8 использовались на уровне штабов полков, дивизий и корпусов.
Увеличение потребляемой бортовой радиоаппаратурой командирского танка мощности привело к необходимости установки дополнительно электрогенератора GC-400/12 мощностью 600 Вт. Генератор приводился от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 0,9 л.с. Так как генератор монтировался внутри боевого отделения танка, то пришлось пойти на сокращение боекомплекта к пушке с 92 до 66 снарядов. Установка второй радиостанции на рабочем месте заражающего (он выполнял обязанности второго радиста в экипаже командирского танка) заставила демонтировать из маски спаренный пулемет. Танкистам не по душе пришелся сокращенный боезапас. Во многих частях электрогенераторы снимали, а взамен опять ставили боеукладку. В середине 1944 г. главный инспектор панцерваффе вынужден был издать приказ, строжайше запрещавший снимать с командирских танков электрогенераторы.

Обозначение Sd.Kfz. 167/168 относится к радиообородова-нию, а не к базовой машине. Аналогичные номера Sd.Kfz. имели командирские танки Befеhlspanzer III и Befehlspanzer Panther.

Ladungsliger Tiger

Один танк "Тигр" 1943 г. постройки после тяжелых повреждений, полученных в боях под Анцио в Италии, силами техников из 508-го тяжелого танкового батальона был переоборудован в тяжелую саперную машину. Развернутая на 180 град, башня фиксировалась болтами, орудие демонтировалось. Проем в лобовой части башни был заделан стальным листом, который крепился к башне шестью большими болтами. В центре листа была проделана амбразура для пулемета MG-34. На крыше башни монтировалась лебедка и кран грузоподъемностью 10 т. Машина применялась для проделывания проходов в минных полях. Она получила наименование Ladungsliger Tiger. В конце апреля или в начале мая 1944 г. Ladungsliger Tiger был потерян. Англичане в свое время ошибочно назвали этот уникальный экземпляр "Bergetiger с краном", а затем эта ошибка распространилась по многочисленным изданиям, посвященным танку "Тигр".

Bergepanzer Tiger

Три танка "Тигр" из 509-го тяжелого танкового батальона в полевых условиях переоборудовали в 1944 г. в эвакуационные машины. В ноябре 1944 г. их передали в 501-й танковый батальон.
Эти три танка стали единственными Bergepanzer'aми на шасси "Тигра". В ряде изданий приводится обозначение Sd.Kfz. 185, которое на самом деле никакого отношения к полевой модификации не имеет. Обозначение Sd.Kfz. 185 было присвоено тяжелому истребителю танков Jagdtiger, вооруженному пушкой 88 mm KwK-43 L/71, который никогда не был построен. Разрабатывался также еще один тяжелый истребитель танков на базе "Тигра" - Sd.Kfz. 186. Этот проект также не нашел завершения в виде серийного производства.

Schwerest-Flammpanzer
auf Tiger I (Flammtiger)

В начале 1945 г. прорабатывалось несколько проектов огнеметных танков на шасси "Тигра". Первый проект предусматривал демонтаж башни. На стальном листе, закрывавшим отверстие в корпусе шасси под башню, пред полагалось разместить дистанционно управляемый тяжелый огнемет.
Если машина вооружена всего одним огнеметом, то зачем ей тяжелое шасси? Такой, вполне разумный, вопрос возникал у многих. Безбашенный танк стал бы выделятся в ряду своих "башенных" собратьев. Необычные цели всегда привлекают внимание наводчиков артиллерийских орудий в первую очередь. Скорее всего, такой танк стал бы притягивать снаряды словно магнитом. Здравый смысл восторжествовал и проект "похоронили".
Вторая идея, более традиционная, заключалась в установке огнемета вместо спаренного с пушкой пулемета. 300-литровую емкость с горючим составом (боекомплект огнемета) намечали разместить между отделением управления и болевым отделением за счет сокращения боекомплекта к пушке. Об этом прототипе огнеметного "Тигра" мало что известно, один прототип, вероятно, все-таки был построен, но - не более того.

Sturmpanzer Bar

В мае 1942 г. рассматривалась концепция нового штурмового орудия -пушка 305 мм L/16 на шасси VK4501 (Н). Годом позже фирма Крупп представила проект, который воплотил в себе черты танков "Тигр" и "Пантера", фактически шасси было разработано заново. Штурмовое орудие назвали Ваг - медведь. Расчетная масса его составляла как минимум 120 т. Толщина лобовой брони (130 мм) и длина машины (8,2 м) поражали воображение. 305-мм гаубица L/16 монтировалась в корме корпуса, моторное отделение занимало среднюю часть. Диапазон углов возвышения гаубицы - от 0 до 70 град. Орудие стреляло 305-мм снарядами на дальность 10500 м. Снаряд выбрасывал пороховой заряд массой 50 кг. Огромные размеры снарядов и зарядов сократили возимый боекомплект до десяти выстрелов.
"Медведь" никогда не был построен.

Geschutzwagen VI

В 1942 г. появилась целая серия концептуальных проектов "штурмового танка", вооруженного различными артиллерийскими системами. Все проекты именовались Geschutzwagen VI:

- Gеschutzwagen VI Grille 17, вооруженный 170-мм орудием. Деревянный макет был изготовлен фирмой Круп и осенью 1943 г., но прототип уже предполагалось строить на шасси танка "Королевский Тигр".
- Geschutzwagen VI, вооруженный тяжелой мортирой 210 mm Model 18/43 L/31.
- Geschutzwagen VI с тяжелой 305-мм мортирой фирмы Шкода.

У всех проектов была одинаковая судьба - их так и не воплотили в металл.

24cm Kanoncntrager Tiger I

Установка 24cm Kanonеntrager Tiger I давала ответ на вопрос: "как обеспечить транспортировку тяжелой железнодорожной 240-мм пушки по пересеченной местности?" Такой вопрос возник в 1942 г. Штатно орудие перевозилось на двух железнодорожных транспортерах, точнее - между двух железнодорожных транспортеров, опираясь на них оконечностями лафета. Железнодорожные транспортеры предложили заменить лишенными башен танками "Тигр" - вот и решение проблемы. Огневая позиция для орудия представляла собой заранее сделанную бетонную площадку. По достижении огневой позиции танкам следовало сманеврировать так, чтобы пушка оказалась точно на площадке. После чего гусеничные шасси-транспортеры маскировались, а их экипажи ожидали команду на смену огневой позиции орудия. Однако, такие пушки наибольшую ценность имеют в ходе наступления, когда необходимо крушить укрепления врага, а не в обороне, когда всегда существует вероятность прорыва противника к неуклюжей пушке-гиганту. Идея 24cm Kanonentrager Tiger I подошла к своему воплощению в металл, когда вермахт больше заботили дела обороны, а не наступления. Концепция попала в разряд интереснейших, но прочно забытых оригинальных, а иногда и курьезных идей.

Армейские праздники