Германские тяжелые танки
20-30-х годов
Первая мировая война выявила необходимость в танках двух типов: быстрых и маневренных легких, хорошо вооруженных и бронированных-тяжелых, способных поддерживать в сражении легкие танки. Несмотря на прямой запрет, наложенный Версальским договором, работы по проектированию тяжелых танков в Германии не прекратились.
В середине 20-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск (Reachswehrs Heereswaffenamt) разработало секретные требования к тяжелому танку массой 20 т. В конструкции машины должны были найти отражение последние достижения в области металлургии, двигателях, подвески ходовой части, трансмиссии, радиосвязи и вооружения. Супертанку требовалось развивать максимальную скорость в 40 км/ч (больше, чем любой легкий танк того времени!), плавать со скоростью 6 км/ч. преодолевать рвы шириной до 2 м и забираться на склоны крутизной до 30 град.
Гросстрактор-1 (Даймлер-Бенц)
Над конструкторами Grosstraktor'a явно довлели британские авторитеты: тот же коробчатый ромбоидальный корпус с очень длинными гусеницами катерпиллер, огибающими все изделие, как у британских танков периода первой мировой войны. Понтоноподобный корпус был выбран из-за необходимости обеспечить танку запас плавучести, но привел к резкому росту габаритов машины, сводившему почти на нет все преимущества компоновки с размещением вооружения в башне. Grosstraktor имел два варианта: Grosstraktor I и Grosstraktor II, отличавшихся друг от друг типом водяного движителя. На Grosstraktor I стоял гребной винт, Grosstraktor II перемещался на плаву за счет перемотки гусениц.
Гросстрактор-2 (Крупп)
Разработку Grosstraktor'oв поручили фирмам Рейнметалл, Крупп и Даймлер-Борзиг. Одну машину спроектировала команда под руководством доктора Фердинанда Порше на фирме Даймлер-Бенц. На свой "трактор" Порше поставил авиационный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DIVb (182206) мощностью 260-300 л.с.
Для запуска основного двигателя использовался двухтактный мотор DKW F2 мощностью 10 л.с. Масса танка Порше составляла 15,4 т, вооружение включало одну 75-мм пушку и три пулемета. На шоссе машина развивала положенные 40 км/ч, но по воде она могла передвигаться со скоростью не выше 4 км/ч. В марте 1927 г. фирма Даймлер-Бенц получила заказ на изготовление двух прототипов. После завершения испытаний, экспериментальные танки принимали участие в различных маневрах, затем один из них использовался в качестве своего рода будки для караула в военном городке 5-го танкового полка в Вюнсдорфе.
Гросстрактор-3.
1-ый прототип (Рейментал-Борсиг)
На "Гросстракторе II" фирмы Рейнметалл стоял рядный двигатель жидкостного охлаждения фирмы BMW мощностью 250 л.с. На шоссе машина развивала скорость 40 км/ч, однако плавала не быстрее 3 км/ч, даже хуже танка Порше. Вооружение состояло из 75-мм
пушки с длиной ствола 20 калибров и двух-трех пулеметов. Машина фирмы Рейнметалл, так же как и танк Порше была изготовлена из обычной, а не броневой, конструкционной стали, причем толщина листов не превышала 13 мм.
Выражаясь современными терминами
обе машины являлись демонстраторами технологий, а никак не боевыми танками. Прототип фирмы Рейнметалл утонул при испытаниях 30 октября 1929 г. на полигоне Путлосс в Шлезвиг-Гольштейне. Трагедия имела далеко идущие последствия - больше никогда германские конструкторы не пытались заставлять плавать тяжелый танк.
Гросстрактор-3.
2-ый прототип (Рейментал-Борсиг)
"Гросстрактор II" фирмы Крупп сильно напоминал машину Рейнметалла. Крупповский танк испытывался в Советской России в секретном советско-германском танковом центре "Кама" под Казанью.
Бюджет на 1929-1930 финансовый год предусматривал выделение ассигнований в сумме 3400000 рейхсмарок на изготовление 17 "Гросстракторов", но случился экономический кризис, после которого денег не хватало даже на просто трактора, не говоря уже о "гросс".
Между тем, военные инициировали новую программу разработки 20-тонного тяжелого танка - Bataillon-Fuhrer-Wagen (BW). В конечном итоге эта программа привела к появлению танка Pz.Kpfw. IV. Фирма Рейнметалл представила прототип массой 18 т с двига
телем Майбах мощностью 300 л.с. Толщина брони - 16-20 мм. Экипаж - пять человек. Вооружение - короткоствольная пушка калибра 75 мм и два пулемета.
В 1933 г. руководство рейхсвера побудило промышленность заняться еще одним проектом тяжелого танка, получившего наименование Neubaufahrzeug, сокращенно - NbFz. Прототипы танка Neubaufahrzeug представили фирмы Рейнметалл и Крупп. Обе машины имели схожие корпуса, но отличались конструкциями башен. Всего было построено пять прототипов танка NbFz, два - фирмой Крупп и три - фирмой Рейнметалл.
PzNbFz V (Рейнментал)
На многобашенный Neubaufahrzeug очевидное влияние оказал британский танк "Индепендент", очень популярный в тe годы среди танкостроителей всего мира сравните, например, французский танк Char 2С, советский Т-35, японский "тип 91".
На Neubaufahrzeug стоял двигатель Майбах HL-108TR мощностью 280 л.с. Основное вооружение - две пушки (75 или 105-мм и 37-мм) в главной башне. В башне фирмы Рейнметалл 37-мм пушка устанавливалось над орудием более крупного калибра, в башне фирмы Крупп пушки были спарены в горизонтальной плоскости. Кроме артиллерийского вооружения на танке имелось два
или три пулемета. Один стоял в основной башне вместе с пушками, в то время как остальные размещались в башнях меньшего размера, установленных но диагонали в передней и задней частях боевого отделения.
PzNbFz VI (Крупп)
Экипаж - шесть человек. Прототипы изготавливались из котельного железа толщиной 16-20 мм. На парадах машины производили впечатление, но для боя они не годились совершенно.
В феврале 1939 г. один из прототипов Neubaufahrzeug был презентован на Берлинском автосалоне как Pz.Kpfw. V. В апреле 1940 три танка, не взирая на полное отсутствие у них бронезащиты, были в составе Abt.z.b.V.40 (40-й танковый батальон специального назначения) отправлены в Норвегию. До сих нор неясно принимали или нет эти машины в реальных боевых действиях. Кроме Норвегии, на фронте их не видели нигде. Немцы надеялись, что железные монстры одним своим видом способны вселить страх и ужас. На норвежских рыбаков танки не произвели должного впечатления. Один Neubaufahrzeug сгорел от метко брошенной спички неприятеля, два других постепенно проржавели, превратившись в металлом. Не довелось этим машинам вернуться назад в фатерланд.
PzNbFz VI (Крупп)
Причиной неудач программ Grosstraktor и Neubaufahrzeug являлось отсутствие компактного двигателя большой мощности. Поэтому нет ничего удивительного в распоряжении от 28 октября 1935 г. отданном управлением вооружений сухопутных войск начать отделению фирмы Даймлер-Бенц в Бер-лин-Мариенфельде разработку нового 600-сильного двигателя, пригодного для установки на перспективном тяжелом танке. За основу инженеры фирмы выбрали авиационный мотор М71 (в массовом производстве получил обозначение DB 600). Его танковая версия получила обозначение МВ-503. Вскоре появился более любопытный вариант -танковый дизель МВ-507. Дизель был еще очень сырой, а с другой стороны военные не были готовы пересмотреть свои устоявшиеся взгляды.
PzNbFz VI (Крупп)
Оба танковых двигателя не выдержали экзамен, в массовое производство их не передавали.
|