танк тигр Танки Тигр Танки второй мировой
 

Немецкий тяжелый танк "Тигр"

Всем, кого интересуют танки и бронетехника, танки Второй мировой войны
Танк "Тигр". Главное меню
Главная
Обратная связь
Обмен ссылками
Используемая литература
Гостевая книга
новости Новости бронетехники

Танк "Тигр". История создания
Предистория
Durchbruchwagen DW I
Durchbruchwagen DW II
VK6501(H)
VK3001(H)
VK3001(P)
VK3601(H)
VK4501(H)
VK4501(P)
VK4501.(H) против (P)

Серийный танк "Тигр"
Производство
Техническое описание
Корпус танка "Тигр"
Ходовая часть
Двигатель
Башня
Вооружение
Оборудование
Специальные проекты
ТТХ

Танк "Тигр" в бою
Организация

История подразделений вермахта:
..Ausbildung-Abteilung 500
...Abteilung 501 (424)

Тактика
Дебют на фронте

Танк Тигр

Германские тяжелые танки
20-30-х годов

ГросстракторПервая мировая война выявила необходимость в танках двух типов: быстрых и маневренных легких, хорошо вооруженных и бронированных-тяжелых, способных поддерживать в сражении легкие танки. Несмотря на прямой запрет, наложенный Версальским договором, работы по проектированию тяжелых танков в Германии не прекратились.

В середине 20-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск (Reachswehrs Heereswaffenamt) разработало секретные требования к тяжелому танку массой 20 т. В конструкции машины должны были найти отражение последние достижения в области металлургии, двигателях, подвески ходовой части, трансмиссии, радиосвязи и вооружения. Супертанку требовалось развивать максимальную скорость в 40 км/ч (больше, чем любой легкий танк того времени!), плавать со скоростью 6 км/ч. преодолевать рвы шириной до 2 м и забираться на склоны крутизной до 30 град.

Гросстрактор-1

Гросстрактор-1 (Даймлер-Бенц)

Над конструкторами Grosstraktor'a явно довлели британские авторитеты: тот же коробчатый ромбоидальный корпус с очень длинными гусеницами катерпиллер, огибающими все изделие, как у британских танков периода первой мировой войны. Понтоноподобный корпус был выбран из-за необходимости обеспечить танку запас плавучести, но привел к резкому росту габаритов машины, сводившему почти на нет все преимущества компоновки с размещением вооружения в башне. Grosstraktor имел два варианта: Grosstraktor I и Grosstraktor II, отличавшихся друг от друг типом водяного движителя. На Grosstraktor I стоял гребной винт, Grosstraktor II перемещался на плаву за счет перемотки гусениц.

Гросстрактор-2 (Крупп)

Гросстрактор-2 (Крупп)

Разработку Grosstraktor'oв поручили фирмам Рейнметалл, Крупп и Даймлер-Борзиг. Одну машину спроектировала команда под руководством доктора Фердинанда Порше на фирме Даймлер-Бенц. На свой "трактор" Порше поставил авиационный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DIVb (182206) мощностью 260-300 л.с.

Для запуска основного двигателя использовался двухтактный мотор DKW F2 мощностью 10 л.с. Масса танка Порше составляла 15,4 т, вооружение включало одну 75-мм пушку и три пулемета. На шоссе машина развивала положенные 40 км/ч, но по воде она могла передвигаться со скоростью не выше 4 км/ч. В марте 1927 г. фирма Даймлер-Бенц получила заказ на изготовление двух прототипов. После завершения испытаний, экспериментальные танки принимали участие в различных маневрах, затем один из них использовался в качестве своего рода будки для караула в военном городке 5-го танкового полка в Вюнсдорфе.

Гросстрактор-3. 1-ый прототип (Рейментал-Борсиг)

Гросстрактор-3.
1-ый прототип (Рейментал-Борсиг)

На "Гросстракторе II" фирмы Рейнметалл стоял рядный двигатель жидкостного охлаждения фирмы BMW мощностью 250 л.с. На шоссе машина развивала скорость 40 км/ч, однако плавала не быстрее 3 км/ч, даже хуже танка Порше. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола 20 калибров и двух-трех пулеметов. Машина фирмы Рейнметалл, так же как и танк Порше была изготовлена из обычной, а не броневой, конструкционной стали, причем толщина листов не превышала 13 мм.

Выражаясь современными терминами обе машины являлись демонстраторами технологий, а никак не боевыми танками. Прототип фирмы Рейнметалл утонул при испытаниях 30 октября 1929 г. на полигоне Путлосс в Шлезвиг-Гольштейне. Трагедия имела далеко идущие последствия - больше никогда германские конструкторы не пытались заставлять плавать тяжелый танк.

Гросстрактор-3. 2-ый прототип (Рейментал-Борсиг)

Гросстрактор-3.
2-ый прототип (Рейментал-Борсиг)

"Гросстрактор II" фирмы Крупп сильно напоминал машину Рейнметалла. Крупповский танк испытывался в Советской России в секретном советско-германском танковом центре "Кама" под Казанью.
Бюджет на 1929-1930 финансовый год предусматривал выделение ассигнований в сумме 3400000 рейхсмарок на изготовление 17 "Гросстракторов", но случился экономический кризис, после которого денег не хватало даже на просто трактора, не говоря уже о "гросс".
Между тем, военные инициировали новую программу разработки 20-тонного тяжелого танка - Bataillon-Fuhrer-Wagen (BW). В конечном итоге эта программа привела к появлению танка Pz.Kpfw. IV. Фирма Рейнметалл представила прототип массой 18 т с двига телем Майбах мощностью 300 л.с. Толщина брони - 16-20 мм. Экипаж - пять человек. Вооружение - короткоствольная пушка калибра 75 мм и два пулемета.

В 1933 г. руководство рейхсвера побудило промышленность заняться еще одним проектом тяжелого танка, получившего наименование Neubaufahrzeug, сокращенно - NbFz. Прототипы танка Neubaufahrzeug представили фирмы Рейнметалл и Крупп. Обе машины имели схожие корпуса, но отличались конструкциями башен. Всего было построено пять прототипов танка NbFz, два - фирмой Крупп и три - фирмой Рейнметалл.

PzNbFz V (Рейнментал)

PzNbFz V (Рейнментал)

На многобашенный Neubaufahrzeug очевидное влияние оказал британский танк "Индепендент", очень популярный в тe годы среди танкостроителей всего мира сравните, например, французский танк Char 2С, советский Т-35, японский "тип 91".

На Neubaufahrzeug стоял двигатель Майбах HL-108TR мощностью 280 л.с. Основное вооружение - две пушки (75 или 105-мм и 37-мм) в главной башне. В башне фирмы Рейнметалл 37-мм пушка устанавливалось над орудием более крупного калибра, в башне фирмы Крупп пушки были спарены в горизонтальной плоскости. Кроме артиллерийского вооружения на танке имелось два или три пулемета. Один стоял в основной башне вместе с пушками, в то время как остальные размещались в башнях меньшего размера, установленных но диагонали в передней и задней частях боевого отделения.

PzNbFz VI (Крупп)

PzNbFz VI (Крупп)

Экипаж - шесть человек. Прототипы изготавливались из котельного железа толщиной 16-20 мм. На парадах машины производили впечатление, но для боя они не годились совершенно.
В феврале 1939 г. один из прототипов Neubaufahrzeug был презентован на Берлинском автосалоне как Pz.Kpfw. V. В апреле 1940 три танка, не взирая на полное отсутствие у них бронезащиты, были в составе Abt.z.b.V.40 (40-й танковый батальон специального назначения) отправлены в Норвегию. До сих нор неясно принимали или нет эти машины в реальных боевых действиях. Кроме Норвегии, на фронте их не видели нигде. Немцы надеялись, что железные монстры одним своим видом способны вселить страх и ужас. На норвежских рыбаков танки не произвели должного впечатления. Один Neubaufahrzeug сгорел от метко брошенной спички неприятеля, два других постепенно проржавели, превратившись в металлом. Не довелось этим машинам вернуться назад в фатерланд.

PzNbFz VI (Крупп)

PzNbFz VI (Крупп)

Причиной неудач программ Grosstraktor и Neubaufahrzeug являлось отсутствие компактного двигателя большой мощности. Поэтому нет ничего удивительного в распоряжении от 28 октября 1935 г. отданном управлением вооружений сухопутных войск начать отделению фирмы Даймлер-Бенц в Бер-лин-Мариенфельде разработку нового 600-сильного двигателя, пригодного для установки на перспективном тяжелом танке. За основу инженеры фирмы выбрали авиационный мотор М71 (в массовом производстве получил обозначение DB 600). Его танковая версия получила обозначение МВ-503. Вскоре появился более любопытный вариант -танковый дизель МВ-507. Дизель был еще очень сырой, а с другой стороны военные не были готовы пересмотреть свои устоявшиеся взгляды.

PzNbFz VI (Крупп)

PzNbFz VI (Крупп)

Оба танковых двигателя не выдержали экзамен, в массовое производство их не передавали.

Армейские праздники