танк тигр Танки Тигр Танки второй мировой
 

Немецкий тяжелый танк "Тигр"

Всем, кого интересуют танки и бронетехника, танки Второй мировой войны
Танк "Тигр". Главное меню
Главная
Обратная связь
Обмен ссылками
Используемая литература
Гостевая книга
новости Новости бронетехники

Танк "Тигр". История создания
Предистория
Durchbruchwagen DW I
Durchbruchwagen DW II
VK6501(H)
VK3001(H)
VK3001(P)
VK3601(H)
VK4501(H)
VK4501(P)
VK4501.(H) против (P)

Серийный танк "Тигр"
Производство
Техническое описание
Корпус танка "Тигр"
Ходовая часть
Двигатель
Башня
Вооружение
Оборудование
Специальные проекты
ТТХ

Танк "Тигр" в бою
Организация

История подразделений вермахта:
..Ausbildung-Abteilung 500
...Abteilung 501 (424)

Тактика
Дебют на фронте

Танк Тигр

VK4501(H) против VK4501(P)

Назначенный на 20 апреля, день рождения Гитлера, показ конкурирующих образцов тяжелой техники неумолимо приближался. 19 апреля оба прототипа были разгружены c железнодорожных платформ на станции, расположенной в 11 км от ставки фюрера в Восточной Пруссии. Для выгрузки пришлось использовать железнодорожный кран, поскольку рамп или поддонов, способных выдержать груз массой 50 г в окрестностях не нашлось. "Тигр" Порше сразу же показал собственную невозможность развернуться на 90 град без посторонней помощи - его тележки завязли в мягком грунте. Представитель фирмы Хеншель инженер Курт Арнольд отрядил на помощь свой VK4501(H), однако машина Хеншеля не сумела вызволить "Тигр" Порше из восточнопрусской грязи. Машину удалось вытащить только с помощью все того же железнодорожного крана.

прототип танка VK450I (Р) Tiger

Вид справа на прототип танка VK4501 (Р) Tiger. Хорошо видна ранняя башня «Тигра».

Марш по пересеченной местности стал первым серьезным испытанием для двух прототипов тяжелого танка. Обе машины в пути неоднократно ломались, а на "Тигре" даже загорелся двигатель.

Показ был назначен на 14 ч, однако в последний момент рейхсмаршал Геринг и министр вооружений Шпеер перенесли начало демонстрации на 10 ч 30 мин утра. Гитлер мог выделить на осмотр танков всего полтора часа. К назначенному времени был готов только прототип VK4501 (Р), поскольку доктор Арнольд заставил своих людей осмотреть трансмиссию, прежде чем срок начала демонстрации перенесли. Трансмиссия оказалась разобранной, а собрать ее к новому сроку уже не успевали. Вокруг танка фирмы Хеншель валялась груда деталей и агрегатов, когда к машине приблизились две августейшие фигуры. На глазах Гитлера инженеры и техники в темпе принялись собирать трансмиссию. Вскоре после 11 ч можно было начинать показательные пробеги прототипов на максимальной скорости.

один из прототипов танка VK4501 (Р) Tiger

Профессор Фердинанд Порше инспектирует один из прототипов танка VK4501 (Р) Tiger, завод фирмы Ни белунгверке в Сент-Валентаине, Австрия.

Пробег однозначно выиграл "Тигр", разогнавшийся на километровой трассе до 50 км/ч. VK4501(H) сошел с дистанции: на 850 м он набрал скорость 45 км/ч, но затем задымил двигатель. Во избежание пожара мотор пришлось выключить. Когда двигатель остыл доктор Арнольд предложил Шпееру провести более реалистичное сравнение -продемонстрировать маневренные качества машин. Шпеер согласился. Результат оказался для специалиста предсказуемым: VK4501(H) отработал отлично, а "Тигр" застрял.

По мнению Гитлера эти "испытания" явного победителя не выявили. На совещании со Шпеером и Зауэром фюрер порешил, что обе машины нуждаются в доводке с последующим "вторым" туром испытаний. Присутствующие полностью разделяли здравые суждения своего вождя, однако в конце совещания верховный рефери всех огорошил: Гитлер предложил заказать Порше 90 "Тигров". Никто не стал спорить. На Гитлера магически воздействовало имя Порше, в технические детали он и не вдавался.
Вскоре после показа в Вольф-Шанце обозначение VK4501 исчезло из официальных документов, прог рамма разработки и производства тяжелых танков стала именоваться Tigerprogramm.

сборка тяжелых танков "Тигр"

Окончательная сборка тяжелых танков "Тигр" велась на заводе фирмы Вегманн. Данный снимок сделан в 1943 г. Корпус и башня полностью окрашены в темно-желтый цвет. Внешний ряд опорных катков снят, узкие транспортные гусеницы. Башни с серийными номерами с 184 по 286 оснащались дымовыми гранатометами и не имели эпископов заряжающего.

Очередная серия сравнительных испытаний между VK4501(P) и VK4501(H) H1 проводилась в мае 1942 г. на полигоне танковой школы в Бад-Берка под Эйзенахом. Вывод по результатам испытаний был для Порше убийственным: ходовая часть VK4501(P) исключает использование танка в полевых условиях: пушка выступает настолько далеко за пределы корпуса, что при движении по пересеченной местности существует реальная вероятность повреждения дульного тормоза о грунт.

Торсионы на танке Порше лопались даже при движении машины по относительно хорошим дорогам. Большинство представителей вермахта высказалось в пользу танка фирмы Хеншель. Конструкторы VK4501(H) сумели учесть еще и человеческий фактор, немаловажный на войне. Танк Хеншель имел более приземленную конструкцию, чем машина витающего в небесах Порше, для обслуживания танка Порше требовались инженеры. VK4501(H) не являлся подарком для ремонтников, но все-таки он был гораздо проще в эксплуатации по сравнению с VK4501 (Р).

Вид слева первого серийного танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. HI (Sd.Kfz. 181), Versuchserie Tiger Nr. V1. Танк оснащен экспериментальной дополнительной откидной бронеплитой в лобовой части корпуса, так называемой броней Vorpanzer. На серийных машинах такая броня никогда не ставилась. Обратите внимание на отсутствие крыльев, причем они вообще не предусмотрены - их некуда и нечем крепить: отверстий под болты в корпусе танка нет. Танк VI не имел также большого количества аксессуаров, размещенных на бортах и в корме корпуса.

Известно всего два построенных прототипа "Тигра" Порше, эти машины иногда называют Tiger (Р). По завершению испытаний их передали в 503.s.Pz.Abt. Затем один из прототипов использовался в качестве командирского танка в 653-м тяжелом танковом батальоне. Еще несколько шасси конвертировали в эвакуационные машины Bergetigers. Для массового производства военные выбрали машины фирмы Хеншель. Шасси танков Порше послужили базой для тяжелых истребителей танков, известных как "Фердинанд" или "Элефант". Гитлер остался недоволен решением военных, долго возмущался, но в конечном итоге смирился, выслушав аргументы своих советников.

Истребитель танков "Фердинанд"

Истребитель танков "Фердинанд" С июля 1942 г. по май 1943 г. 90 заказанных Порше "Тигров" были переделаны в истребители танков 8,8 cm Pak-43/2 L/71 aufPzJg Tiger (Р) (Sd.Kfz. 184). Наименование "Ферлинанд" - дань уважения конструктору, профессору Порше, однако позже официально собственное имя самоходки изменили на "Элефант". Боевой дебют "Фердинандов" состоялся на Курской дуге, где машины в полной мере продемонстрировали ненадежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности. Пушка "Фердинанда" успешно поражала любые советские танки на любой дистанции, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку гений Порше не удосужился вооружить самоходку пулеметом.

Истребитель танков "Фердинанд"

Экипажам приходилось проявлять солдатскую смекалку. Министерство пропаганды рассказало о передовом методе борьбы с советской пехотой, предложенным майором Ноаком из 654. sPz.Jg.Abt. Майор рекомендовал наводчикам, после того как они обнаружат группу солдат противника, вставить в казенную часть орудия верный MG-42 и стрелять, стрелять, стрелять. Наводить пулемет следовало точно так же как и орудие - посредством штатного оптического прицела. В ряде подразделений умельцы наваривали на корме "Фердинандов" платформы для панцергренадеров, которые автоматно-пулемет-ным огнем могли бы отгонять пехоту противника. Имеется информация об использовании "Фердинандов" с платформами в боях, однако распространения они не получили - слишком велики оказались потери среди ничем не защищенных панцергренадеров.

Истребитель танков "Фердинанд"

Все уцелевшие после Курской битвы "Фердинанды" собрали в 653. sPz.Jg.Abt.. который был отправлен на Итальянский фронт. Тяжелые истребители танков модернизировали с учетом опыта боевых действий под Курском: установили пулемет в лобовом бронелисте корпуса, добавили амбразуры для стрельбы из пистолетов и смотровые щели, на крыше рубки появилась командирская башенка от штурмового орудия StuG III. Использование "Фердинандов" в Италии можно оценивать двояко. При действиях из засад, блокировании дорог машины проявили себя в самом выигрышном свете, зато попытки использования тяжелых самоходок в открытом бою нередко проваливались по причине плохой проходимости и неудовлетворительной маневренности мастодонтов.

Армейские праздники